Профилактика различных форм деструктивного поведения и реабилитации подростков групп социального риска является сегодня исключительно важным и актуальным направлением. Резкий рост преступности среди несовершеннолетних в последние годы превратился в серьезную социальную проблему. С каждым годом все больше подростков вовлекается в такие формы поведения, как хулиганство, воровство, кражи, избиения, угон автомашин, бродяжничество, наркомания, сексуальные девиации и т.д., которые характеризуются высокой степенью риска как для самого подростка, так и для общества в целом.

Показателем эффективности социальной политики выступает социальное здоровье общества, при этом предполагается, что такое оздоровление осуществляется не за счет усиления карательных мер, а путем профессиональной социальной и психологической помощи, ориентированной на актуализацию и самореализацию внутренних возможностей и личного потенциала каждого человека. Поэтому сегодня необходимо интегрировать опыт различных отраслей психолого-педагогического знания, который поможет не только объяснить природу отклоняющегося поведения в период взросления, но и разработать направления профилактики и реабилитации для подростков групп риска, которые будут опираться на позитивные ресурсы, то есть на личностный потенциал их развития.

В настоящее время в социальной работе используются несколько направлений работы с подростками группы социального риска

:Воздействие на причину через индивидуальную и групповую психотерапию с подростками

:Осуществление работы не только с детьми и подростками, но и с семьями, ближайшим окружением

:Взаимная работа специалистов различных профилей.

Существует несколько форм психопрофилактической работы

:организация социальной среды

;информирование

;активное обучение социально-важным навыкам

;организация деятельности альтернативной девиантному поведению

;организация здорового образа жизни

;активизация личностных ресурсов

;минимизация негативных последствий девиантного поведения.

В учреждении работает психолог, при обращении граждан оказывает помощь, и проводит следующую работу:

Диагностика:

- беседа «Знакомство»

Цель: установление контакта

- рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек»

Цель: исследование типологии личности

- кинетический рисунок семьи

Цель: определение взаимоотношений в семье

- тест «Самооценка»

Цель: определение уровня самооценки

- тест школьной тревожности Филлипса

Цель: выявление уровня тревожности

- метод незавершенных предложений (тест Сакса-Сиднея)

Цель: определение отношения ребенка к родителям, к себе, к страхам, к отношениям.

- беседа о настроении

Цель определение общего эмоционального фона

- беседа о поведении

Цель: профилактика негативного поведения с окружающими.

- групповое занятие в виде игры «Викторина»

Цель: развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.

- индивидуальное занятие «Собери картину»

;Цель: развитие познавательной сферы, выработка усидчивости, снятие тревожности

- групповая игра «Домино»

Цель: обучение навыкам сотрудничества, выработка усидчивости

- групповое занятие «Нелепица»

Цель: развитие концентрации внимания, зрительного и слухового внимания, снятие эмоционального и физического напряжения

- групповое занятие в виде игры «Чего на свете не бывает?»

Цель: развитие концентрации внимания, зрительного и слухового внимания, самоанализа

- групповое занятие в виде игры «Запомни движение»

Цель: развитие зрительно-двигательных координаций, умение анализировать образец

-групповое занятие в виде игры «Кто быстрее?»

Цель: обучение навыкам сотрудничества в команде, учиться адекватно реагировать на проигрыши.

Психологическая релаксация:

- сухой бассейн с шариками;

- фибероптический ковер

«Звездное небо»- диск «Звездное небо»

;- кресло «Лепесток»;- пуфы «Островок» и «Груша»;

- настенное пано «Звездное небо»;

- интерактивная подвесная панель «Гроза – И»

Цель: снятие физического и эмоционального напряжения

ОГБУСО "КЦСОН Усть-Удинского района"

2019г.